Социальное партнёрство
Социальное партнёрство как форма взаимоотношений между работниками и работодателями в западных странах появилось в середине XIX века, но правовое регулирование, в том числе международно-правовыми актами МОТ, стало осуществляться только в первой половине XX века. Социальное партнёрство явилось следствием обострения отношений между трудом и капиталом как один из путей достижения компромисса между работниками и работодателями. Коллективные договоры дали возможность во взаимоотношениях перейти "от конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству" |
Статья 23 ТК РФ впервые даёт легальное определение социального партнёрства. Социальное партнёрство- система взаимоотношения между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей). органами государственной власти, органиками местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений |
Закон различает участников и стороны социального партнёрства. Сторонами социального партнёрства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Система социального партнёрства в соответствии с трудовым законодательством (ст.26 ТК РФ) включает пять уровней:
|
В качестве основы социального партнёрства законодательств (Статья 24 ТК РФ) закрепили 12 основных принципов, которые по своему характеру являются внутриотраслевыми, так как относятся только к институту социального партнёрства:
|
Трудовое законодательство (гл. 4 ТК) в качестве представителей работников как социальных партнёров определяет профсоюзы, их организации, объединения, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов или иные представители, избираемые работниками в случае, предусмотренных Трудовым кодексом ( ст. 29) |
Представителями работодателей в социальном партнёрстве согласно ст. 33 ТК являются: руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с трудовым законодательством, учредительными документами организации и локальными нормативными актами. В числе представителей работодателя называются объединения-добровольные некоммерческие организации, основанные на добровольном членстве работодателей |
Основное предназначение социального партнёрства состоит в том, чтобы путём переговоров достичь согласованности противоположных интересов работников и работодателей, сныть острые проблемы. достижение целей социального партнёрства происходит благодаря использованию различных форм (ст. 27 ТК РФ):коллективные переговоры, взаимные консультации, участия работников или их представителей при разрешении трудовых споров в судебном порядке. Одной из форм социального партнёрства является также участие работников, их представителей в управлении организацией. Законодатель признаёт производственную демократия формой социального партнёрства |